Сегодня 2 ноября исполнилось бы 112 лет моему прадеду, оператору Масленникову Виктору Николаевичу. Мне очень жаль, что мы с ним не встретились - столько вещей мне бы хотелось с ним обсудить и узнать. Он очень любил фотографировать (наверное эта любовь к фотографии передалась сначала моей маме, а потом и мне), стены нашего дачного дома до сих пор украшают его снимки, и мне очень хотелось бы поучиться у него мастерству фотографии. А когда меня захватил волшебный мир кино, то теперь остаётся только грезить о разговорах с прадедом о кинокамерах, съёмках, как создавались ставшие теперь классикой отечественные фильмы. И поистине большим сюрпризом для меня было найти материалы связанные с ним в архивах Музея Кино. Так как я работаю в фототеке, то это по большей части фотографии. И он улыбается мне с этих фотоснимков, а я улыбаюсь ему. И в день его рождения я хочу поделиться с вами моей небольшой публикацией о нём, сделанной на основе части архива, которую моя семья передала в Музей Кино. Сегодня в рубрике #история_одного_предмета фотографии из личного архива оператора Виктора Масленникова со съёмок фильма Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949). Рассказывает об этих фотографиях сотрудник фототеки Музея кино и правнучка Виктора Николаевича Масленникова - Ксения Масленникова (она же и передала часть архива в фонды Музея): «Познакомиться подробнее с кинематографической кухней нам помогают фотографии со съёмочной площадки, сделанные либо штатным фотографом, либо непосредственными участниками съёмок. Именно такие фотографии сохранились в архиве моего прадеда. Я не могу с уверенностью сказать, его ли это собственные фотографии или кого-то из участников съёмочной группы. Мы видим рабочие моменты со съёмок сцен на ипподроме из фильма «Кубанские казаки». На первом фото — осветительско-операторская группа, расположившаяся на декорации трибуны. На втором фото представлена, если выражаться кинематографическими терминами, «обратная точка» предыдущей фотографии — вид с бегового трека на ту самую трибуну, на которой стоят члены съёмочной группы с кинотехникой (большими осветительными приборами, светоотражателями). На третьем фото запечатлен момент съёмки динамичной сцены гонок. Для такого рода сцен используется съёмочный автомобиль, оборудованный специальной платформой для оператора и пространством для осветителя сзади.» На четвертом фото — сам Виктор Масленников. Подробнее о нём можно узнать в нашей биографической справке: 📌 Масленников Виктор Николаевич (1908 - 1986). С 1930 года – помощник оператора на 1-й кинофабрике Союзкино, позднее объединённой кинофабрике Союзкино. С 1936 года — ассистент оператора, затем оператор на киностудии «Мосфильм». С 1931 по 1935 год работал на кинопоезде с Александром Медведкиным, позднее выступил в качестве оператора его послевоенного фильма — «Беспокойная весна». Неоднократно работал с Иваном Пырьевым («Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки») в качестве второго оператора. С 1941 по 1946 год – участник Великой Отечественной войны. Ушёл в народную ополченческую дивизию с которой прошёл до Эльбы. С 1980 по 1984 год – оператор на Киностудии Министерства обороны СССР.

Теги других блогов: история кино фотография